Содержание |
Цифровое искусство
Основная статья: Цифровое искусство (Digital Art)
2023: Сокращение продаж произведений искусства в мире на 4% до $65 млрд
В 2023 году на мировом рынке произведений искусства зафиксирован спад — общий объем продаж снизился на 4%, оказавшись на уровне $65 млрд. Это замедление последовало после двух лет сильного роста, а основными факторами, спровоцировавшими негативную динамику, стали высокие процентные ставки, инфляция и политическая нестабильность. Рыночные тенденции рассматриваются в обзоре, обнародованном в конце октября 2024 года швейцарским банком UBS и компанией Art Basel.
В исследовании сказано, что наибольшее снижение зафиксировано на аукционах, где объем продаж уменьшился в годовом исчислении на 7%. У дилеров отмечен спад на 3%. Такая ситуация обусловлена ослаблением спроса на дорогостоящие произведения искусства и сокращением средней стоимости покупок.
Американский сектор произведений искусства, достигший исторического пика в $30,2 млрд в 2022 году, в 2023-м уменьшился примерно на 10% — до $27,2 млрд. Несмотря на это сокращение, США являются ключевым центром продаж с долей 42% от общемирового объема рынка. Китай поднялся на второе место в рейтинге, показав результат в 19%: здесь продажи поднялись на 9% — до $12,2 млрд, чему способствовало смягчение ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Вместе с тем Британия опустилась за год со второй на третью позицию, заняв 17% мировой отрасли: объем продаж в 2023 году в этой стране снизился на 8%, составив около $10,9 млрд.Российский рынок RPA: тенденции, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
В отчете также отмечается, что онлайн-продажи произведений искусства в 2023 году увеличились на 7%, продемонстрировав выручку на уровне $11,8 млрд против пикового значения в $13,3 млрд, отмеченного в 2021-м. На интернет-торговлю пришлось 18% от общего оборота рынка, а основной объем поступлений обеспечили транзакции на суммы менее $50 тыс.[1]
2022: Мировой рынок предметов искусства вырос на 3%
В 2022 году объём глобального рынка предметов искусства достиг $67,8 млрд, что на 3% больше по сравнению с результатом за предыдущий год. Об этом говорится в отчёте Art Basel и UBS Global, опубликованном 4 апреля 2023-го.
Сообщается, что в плане общих расходов отрасль превзошла показатели, наблюдавшиеся до начала пандемии COVID-19: по оценкам, в 2019 году затраты составили приблизительно $64,4 млрд. При этом максимальное значение было зафиксировано в 2014-м — примерно $68,2 млрд.
Объём продаж в дилерском секторе в 2022 году достиг в $37,2 млрд, увеличившись на 7% по сравнению с 2021-м. Продажи на арт-ярмарках поднялись в годовом исчислении с 27% от общего объёма рынка до 35% (в 2019 году значение равнялось 42%). Общая выручка аукционных домов, включая публичные и частные торги, по оценкам, снизился на 2% — до $30,6 млрд с $31,2 млрд в 2021 году. Говорится также, что онлайновые продажи после беспрецедентного роста, обусловленного пандемией COVID-19, пошли на спад: в данном сегменте затраты в 2022 году сократились до $11 млрд, что на 17% меньше по сравнению с 2021-м, когда они достигли своего пика в $13,3 млрд.
Несмотря на то, что в 2022 году мы продолжали сталкиваться с экономическими проблемами из-за высокой инфляции, роста процентных ставок и неопределённостей, коллекционеры продемонстрировали неуклонное стремление к искусству, а глобальные продажи поднялись на 3%. Мировой арт-рынок доказал свою устойчивость, — сказал Пол Донован (Paul Donovan), главный экономист UBS Global Wealth Management |
США сохранили лидирующее положение на мировом рынке произведений искусства: по итогам 2022-го доля в денежном выражении увеличилась с 43% до 45%. Британия заняла второе место с 18% продаж, а замыкает тройку Китай с результатом около 17%.[2]
2020: Падение продаж предметов искусства на 22%, до $50,1 млрд
В середине марта 2021 года появился отчет Art Basel and UBS Global Art Market Report, согласно которому мировые продажи произведений искусства в 2020 году упали на 22% до $50,1 млрд. Однако гибкость рыночных игроков способствовала развитию инновационных подходов к покупке и продаже, что позволило ограничить масштаб спада и может стать основой для трансформации рынка в дальнейшие годы.
Несмотря на значительный спад продаж, он оказался не столь серьезным, как падение рынка на 36% в 2009 году в начале мирового финансового кризиса. Одним из факторов относительной устойчивости рынка стало то, что многие обеспеченные покупатели не ощутили существенного экономического ущерба в период пандемии. Согласно отчету, благосостояние миллиардеров на самом деле выросло на 32% (в отличие от падения на 45% в 2009 году). Это сыграло на руку арт-рынку, поскольку у таких людей появились время и деньги на покупки.
Рынок искусства в 2020 году пережил этап цифровизации. Онлайн-продажи произведений искусства выросли вдвое в 2020 году, достигнув рекордных $12,4 млрд, при этом рыночная доля сектора увеличилась до 25% по сравнению с 9% годом ранее. Через онлайн-аукционы совершали покупки 49% состоятельных коллекционеров, через онлайн-залы галерей (Online viewing rooms, OVR) - 47%, а на онлайн-выставках - 45%. Подавляющее большинство владельцев и директоров галерей заявили, что они, вероятно, продолжат использовать онлайн-стратегии, разработанные в период пандемии, даже после возвращения традиционных мероприятий.
Между тем дилеры отмечают, что основной объем онлайн-продаж был обеспечен за счет уже имеющихся клиентов. Согласно докладу, на долю новых покупателей пришлось 32% онлайн-продаж галерей по сравнению с 57% в 2019 году. В докладе также говорится, что 54% галерей потеряли прибыль в 2020 году, тогда как 28% неожиданно сумели ее увеличить, а 18% отчитались о стабильном показателе. Рост прибыли в основном был связан с существенным сокращением расходов, включая плату за выставочные стенды и расходы на персонал.[3]